нет фото

Алихан Букейханов биография: Алихан Букейханов биография

нет фото
нет фото

Биография Алихан Букейханов

Карьера: Политик

Дата рождения: 27 сентября 1937, знак зодиака весы

Место рождения: Казахстан

Видный общественно-политический деятель Казахстана, один из лидеров партии «Алаш-орда», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917).

Букейханов Алихан Нурмухамед-улы родился в Каркалинском районе Карагандинской области в 1866 году, расстрелян в Москве 27 сентября 1937 года. Учился в Омском техническом училище, на экономическом факультете лесотехнического института в Санкт-Петербурге, затем завершения которого вел в Омском училище лесного хозяйства педагогическую и научную работу.

В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием «Россия. Полное географическое изображение нашего края». В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел «Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура». В этом разделе он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы «народной литературы», остановившись в особенности на анализе поэмы «Козы-Корпеш и Баян». Примечательно то, что он нарочно выделяет Абая, приподнято оценивая его как «представителя нового течения» в казахской поэзии. Букейханов и позже старался представить Абая русскому читателю, и это не ненароком, потому как поколение интеллигентов-казахов начала XX в., ратовавших за государственное самоопределение казахского народа, всячески подчеркивало близкое идейное родство с Абаем, стремилось просторно освоить культурное наследие прошлого как стимул к пробуждению и развитию национального самосознания.

В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербины, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста супротив притеснений царизма, организовал подписи 14500 дядя под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную занятие супротив колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. В 1905-1907 годах работал в кадетских газетах «Иртыш», «Омич», «Голос» в качестве редактора. В 1910-1914 годах пишет строй научных статей в «Новом энциклопедическом словаре», в сборнике «Формы национального движения в современных государствах» статью «Казахи». Крупной вехой в стремлении пробудить ото сна национальное самосознание казахов и организации посреди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты «Казах», в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М.Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее появление демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом «Кыр баласы» («Сын степей», «Степняк») он опубликовал в газете «Казак» статьи «Думские партии», «Дума и казахи», «Август Бебель». В 1916 году Букейханов возглавил отделение отсталых народов всероссийского земского съезда. Идея земства как широкого местного самоуправления, существующего наряду с центральной властью и ее существенным образом дополняющая — величавый ингредиент политической программы Букейхана. Имеются сведения, что его имя значится в перечне имен Санкт-Петербургской масонской ложи «Полярная звезда». Основание самарской группы масонов совпадает по времени со встречей Букейханова с Керенским. Существует кроме того соображение, что направление в 1917 году А. Н, Букейханова комиссаром Временного правительства по Казахстану произошло по воле масонского братства, оказавшегося у руля власти. Основанная в .1910 году ложа «Малая медведица» по-другому называлась «организацией Керенского». Масонское движение, возникшее в России вслед за тем 1905 года, имело тесные контакты с французским масонством. Как правило, назначения местной администрации при Керенском определялись масонскими связями, благодаря которым рекомендовались в свое время всего «братья». Масонская организация как и буржуазные партии, в которых она имела воздействие, ставила целью свержение самодержавия и захват политической власти. А.Н.Букейхан считал, что аккурат сквозь масонство ему удается достичь своих целей: совместно с Россией и под ее патронажем достигнуть автономии Казахстана, включающий в себя личный парламент, самоуправление, т.е. право на управления финансами и существование собственного законодательства и рядом других атрибутов самостоятельной государственности.

Но его пути с кадетами и масонами разошлись потом февральской революции, ибо он перестал выискивать поддержку посреди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а кроме того по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви). Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов», отметив в качестве сути расхождений влечение товарищей по партии и масонских «братьев» «сберечь империю при существующих границах».

Самоопределившись, А. Н. Букейхан создает национальную политическую партию «Алаш», идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года. В декабре 1917 года по инициативе А. Букейхана на П Всеказахском учредительном курултае была провозглашена «Алаш-орда», т. е. автономия казахов. Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов в Томске, на котором было принято вывод о предоставлении в составе Сибирской республики автономии казахам.

В гражданской войне, развязанной большевиками, А.Н.Букейхан и алаш-ординцы были по «ту сторону баррикад» сообща с сибирскими правителями без малого до конца 1919 года, когда они оказались единственный на единственный с упрочившей свои позиции новой властью. Алаш-ординцам пришлось сходить на единственно приемлемое, хотя и отчаянно тяжелое заключение — зайти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейхан вынужден был в этих условиях отступиться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной и террористической акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С ее осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка».

Поскольку мысль автономии не отвергалась Советской властью, А Букейхан счел для себя возможным на легальной основе действовать в сфере культуры. Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, прикрытой фразами о пролетарском интернационализме, а на самом деле — имперской, русификаторской, и к методам насильственно-репрессивного насаждения социализма. Но более того сугубо культурническая занятие А. Букейхана и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не легко как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная битва супротив советской власти». Поскольку связь с «Алаш-Ордой» была одним из стандартных обвинений сталинского режима супротив интеллектуальной элиты казахского народа есть надобность в пояснениях. Исторический термин «Алаш» был общим именем для тех древних родов, которые впоследствие получили этноним «Казах». Этим именем названа была партия, образованная по инициативе видного казахского политического деятеля Алихана Букейханова и ставившая себе целью достижение независимости казахов на уровне автономии в рамках России. В основе программы партии «Алаш» было провозглашено первое самостоятельное страна в 1918 году, которое сначала ввиду имперской политики большевиков вошло с ними в конфликт. Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был большевиками попран в дальнейшем, а призыв «алаш-ординец-националист, недруг народа» стал основой тотальных репрессий супротив тех, кто составлял «интеллект нации».

Самое принципиальное в политическом наследии А.Букейханова — мысль национально-государственного самоопределения, она была выношена им и его соратниками, которые отдали все силы на ее претворение, провозгласив в декабре 1917 года держава «Алаш-Орда», и в конечном счете поплатившись за это собственной жизнью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *