Виктор Берковский биография

Виктор Берковский биография: Виктор Берковский биография

Виктор Берковский биография
Виктор Берковский биография

Биография Виктор Семенович Берковский

Карьера: Музыкант

Дата рождения: 13 июля 1932, знак зодиака рак

Место рождения: Россия. Российская Федерация

На одном из вечеров памяти Визбора в Москве был представлен как мамонт авторской песни.

Родился 13 июля 1932 года в городе Запорожье. Отец – Берковский Самуил Михайлович (1906–1981). Мать – Герц Этель Викторовна (1901–1988). Супруга – Берковская Маргарита Дмитриевна (1948 г. рожд.).

Детство Виктора Берковского прошло на Украине, в родном городе Запорожье. Во время Великой Отечественной войны жил с семьей в эвакуации в городе Сталинске (сегодня Новокузнецк), где его матушка, именитый в городе врач-кардиолог, заведовала терапевтическим отделением в госпитале для тяжелораненых. Отец в начальный же день войны был призван в армию и, оставив на время мирную профессию бухгалтера («но постоянно главного», как написал о нем позднее сын), стал рядовым пехоты, воевал и вернулся домой затем тяжелого ранения.

Окончив в 1950 году среднюю школу, В.С. Берковский уехал обучаться в Москву, где сперва поступил в Московский автодорожный институт, но затем 1-го курса, выбрав стезю инженера-прокатчика, перевелся в Московский институт стали (позднее переименованный в Институт стали и сплавов – МИСиС), тот, что и окончил в 1955 году по специальности «обработка металлов давлением». Он отказался от «нормального» распределения на столичный предприятие «Серп и молот» и вернулся в Запорожье, чтобы активизировать трудовую карьеру на электрометаллургическом заводе «Днепроспецсталь», где в это время сложился отличный творческий коллектив молодых инженеров-новаторов, настоящих энтузиастов своего дела. Чтобы досконально освоить свою профессия, исследовать ее «от самых основ», Берковский (по собственной инициативе) в первую очередь занял рабочую место вальцовщика на прокатном стане, а следом за 8 лет прошел все ступени профессии металлурга-прокатчика, поработав вальцовщиком, мастером, калибровщиком, следом старшим калибровщиком прокатного цеха и, в конце концов, заместителем начальника (а по сути дела он был начальником) технического отдела завода. Роль старшего калибровщика – ключевая во всем процессе прокатки, вследствие этого эту пост постоянно занимают наиболее опытные специалисты, – так что Виктор Берковский стал тогда самым молодым «старшим калибровщиком» в Запорожье, а может быть, во всей стране.

В 1962 году В.С. Берковский вернулся в Москву и поступил в аспирантуру МИСиСа, с которым связана на практике вся его дальнейшая трудовая история жизни. Окончив аспирантуру и защитив в 1967 году кандидатскую диссертацию, порядок которой был расценен оппонентами как докторский, он остался действовать и преподавать в этом институте (в последние годы в должности профессора). Два года (1970–1972) провел в командировке в Индии, где преподавал на металлургическом факультете Индийского технологического института в городе Кхарагпур, вблизи от Калькутты, куда он был направлен в составе невеликий группы профессоров. Результат работы этой группы был приподнято оценен индийскими коллегами, ибо все студенты, прошедшие вектор движения обучения у советских преподавателей, продемонстрировали рослый порядок подготовки и, что было главным критерием качества образования, разом получили престижную работу по специальности.

Главные направления научной работы Берковского – разработка теоретических основ и программного обеспечения компьютерных систем для расчета технологических параметров процесса сортовой прокатки и создание автоматизированных систем для управления режимом прокатки прокатных станов. Под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций; им опубликовано больше 120 научных трудов, в том числе учебник «Теория пластической деформации и обработка металлов давлением» (в соавторстве с В.А. Мастеровым), выдержавшим три издания (1969, 1976, 1989), книжка «Калибровки сортовых станов заводов Главспецстали» в 3 томах (1972, в соавторстве), море учебных пособий и статей в научных журналах. За заслуги в области образования он удостоен звания «Почетный сотрудник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Практически всю существование наряду с напряженной преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочинял музыку – им написано рядом 200 песен, многие из которых стали не легко просторно известными, а являются подлинными «песнями нашего века»: «Гренада» (вирши М. Светлова), «Песня шагом, шагом» (вирши Н. Матвеевой), «Ну что с того, что я там был» (вирши Ю. Левитанского), «Сороковые роковые» (вирши Д. Самойлова), «Лошади в океане» (вирши Б. Слуцкого), «Вспомните, пацаны!», «Песенка про собачку Тябу», «Альма-матер» (вирши Д. Сухарева), «Контрабандисты» (вирши Э. Багрицкого), «На далекой Амазонке» (музыка совместно с М. Синельниковым, вирши Р. Киплинга в переводе С. Маршака), «Черешневый кларнет» (вирши Б. Окуджавы), «Спляшем, Пэгги, спляшем!» (шотландские песни в переводе И. Токмаковой), «Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, вирши А. Величанского), «Снегопад» (вирши Ю. Мориц) и многие-многие другие.

Виктор Берковский – единственный из наиболее признанных мастеров композиторской авторской песни. Для его стиля характерны богатая, яркая мелодика, насыщенная ритмика, сочные гармонии. Музыку Берковского неизменно отличала органично присущая ей «оркестровость» звучания, до сих пор ещё, к сожалению, немного реализованная на практике. Традиционный для авторской песни гитарный аккомпанемент, целиком самодостаточный для музыки большинства бардов, только в малой степени способен передать все зажиточность музыкальных идей, заложенных композитором в свои песни, – так что происходящее в текущее время расширение инструментальной оснастки жанра сулит тут естественное и богатое продолжение.

Высокий порядок творческих запросов, требований к качеству выбираемой поэзии, характерные для этого автора начиная с его самых первых песен, которые были написаны ещё в Запорожье в конце 1950-х годов, когда жанр авторской песни только складывался и осознавал свои приоритеты, во многом определили его дальнейшее формирование и само собой разумеется способствовали тому, что «в этом деле» разом был задан «верный тон». В основе большинства песен Берковского, как правило, лежат лучшие образцы современной русской поэзии; а главное, как фиксировал, к примеру, стихотворец Юрий Левитанский в своем предисловии к одному из дисков композитора, «он замечательно владеет нечасто кому доступным искусством правильного прочтения поэзии, прочтения точного, с тонким пониманием всех ее смысловых и звуковых нюансов, и потому что его музыка без малого постоянно адекватна стиху, поэтическая строчка обретает единственно возможное звучание». Яркий образец такого точного «попадания» в стихотворение, вслед за тем чего оно уже не мыслится звучащим по-иному, – песня «Гренада». Музыку на знаменитое светловское стихотворение неоднократно пытались нацарапать и до, и вслед за тем Берковского, в том числе некоторые весьма известные композиторы, но народонаселение знает и поет ее только в «берковском» варианте, с той единственной мелодией, которая как подобно тому как родилась совместно с этими стихами. Причем, как это и бывает с песнями, ставшими «народными», крайне зачастую исполнители более того не помнят имени композитора.

Большой пласт в творчестве Берковского составляет написанная в соавторстве с Сергеем Никитиным музыка к театральным спектаклям, кинофильмам и радиоспектаклям, в том числе к таким, как «Мэри Поппинс» (Театр имени Ермоловой, 1975), «Коньки» (Центральный ребяческий театр, 1975), «Морские ворота» (песни на вирши Ю. Визбора; к/ф, Рижская студия, 1974), «Большая докторская сказка» (радиоспектакль по сказке К. Чапека, 1977), «Али-Баба и 40 песен персидского базара» (мелодический спектакль, сценарий В. Смехова, 1979, поставлен во многих театрах России, Украины и Казахстана); песни к детской радиопередаче «Будильник» (на вирши В. Левина и Д. Хармса, 1978).

Песни В. Берковского изданы в авторских сборниках «Папа, мать, гитара и я: Песни С. Никитина и В. Берковского для детей и их родителей» (изд-во «Музыка», 1990), «Виктор Берковский. Песни» (изд-во «Советский композитор», 1991, составитель Л. Беленький) и – наиболее полно – в книге «100 песен Виктора Берковского» (изд-во «Аргус», 1995, составитель В. Романова), а кроме того опубликованы в журналах, газетах, включены в десятки сборников песен и сайтов Интернета.

Дискография композитора, кроме нескольких виниловых дисков (в том числе «Гренада, Гренада, Гренада моя…» 1989; «Альма-матер», 1991) и ряда аудиокассет, включает компакт-диски «Али-Баба и сорок разбойников» (1995), «Черешневый кларнет» (1996), «Спляшем, Пэгги, спляшем!» (1998), «Под музыку Вивальди» (2001).

С концертами В. Берковский начал выступать существенно позже большинства других современных ему бардов; многие его просторно известные песни впервой прозвучали со сцены в исполнении квинтета Сергея Никитина (творческое содружество с которым продолжается долгие годы), а первым исполнителем «Гренады» стал именитый в начале 1960-х годов физтеховский квартет под управлением Михаила Балашова. Лишь в конце 1970-х годов просторный зритель смог, в конце концов, услыхать песни Берковского в его собственном, авторском исполнении. Сначала это были достаточно эпизодические выступления при дружеской поддержке дуэта Никитиных, а позже, когда Берковский привлек к исполнению своих песен Галину Бочкину и Дмитрия Дихтера, появился свежий творческий авторско-исполнительский коллектив, вскоре завоевавший влюбленность и признание многих поклонников авторской песни. Состав его участников со временем менялся; последние 20 лет Виктор Берковский выступал в дуэте с Дмитрием Богдановым (тот, что ещё сочетает активную исполнительскую занятие с серьезной работой математика-программиста высочайшего класса). Вместе с Д. Богдановым были записаны на практике все пластинки и компакт-диски композитора. Кроме выступлений в России (они объездили на практике всю страну) дуэт неоднократно выезжал на гастроли в Германию, Израиль, США и Канаду.

Всегдашнее влечение барда к совместному исполнению песен, причем не непременно собственных, в дружеском коллективе (во время работы в Индии он более того создал «хоровой коллектив русских профессоров», имевший большущий счастливый момент у местной публики) привело как-то раз к возникновению ансамбля бардов «Не бродяги» (это произошло во время подготовки одного из мемориальных вечеров Юрия Визбора в киноконцертном зале «Россия»). Идея «бардовского хора», в свою очередность, легла в основу проекта «Песни нашего века», а Виктор Берковский стал его художественным руководителем (совместно с Сергеем Никитиным). Проект имел большой успех: записано три одноименных компакт-диска, а одноименная концертная программа с участием ведущих авторов и исполнителей была неоднократно показана как в нашей стране, так и за рубежом.

Виктор Берковский ни при каких обстоятельствах не был лауреатом чего бы то ни было: так вышло, что более того участие в фестивалях и конкурсах авторской песни он принял разом в качестве члена жюри (он являлся, в частности, неоднократным председателем жюри Грушинского фестиваля). Он ещё не являлся членом Союза композиторов, оттого что ни при каких обстоятельствах «не обучался музыке» в соответствующих учебных заведениях и не обладал «бумажкой», которая официально бы удостоверяла его профессиональное мастерство. Он без затей писал песни, которые люди любят, поют, будут иметь слабость и напевать постоянно.

Виктор Семенович скончался 23 июля 2005 года в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *