Георгий Адамович биография

Нет фото
Нет фото

Биография Георгий Викторович Адамович

Карьера: Критик
Дата рождения: 19 апреля 1892, знак зодиака овен
Место рождения: Москва, Россия. Российская Федерация
Поэт—акмеист и литературный критик.
АДАМОВИЧ, ГЕОРГИЙ ВИКТОРОВИЧ (1894–1972), российский стихотворец и критик. С 1924 в эмиграции. Родился 7 (19) апреля 1892 в Москве в семье военного. Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета, участник второго «Цеха поэтов» (1918), приверженец акмеизма и единственный из учеников Н.Гумилева, посвящением которому («памяти Андрея Шенье») открывался второй сборник его стихов Чистилище (1922). Первая поэтическая книжка Адамовича Облака (1916) получила в целом благожелательный отзыв Гумилева, тот, что, и все-таки, отметил чересчур явную подневольность начинающего поэта от И.Анненского и А.Ахматовой. Следующую свою поэтическую книгу, На Западе, Адамович смог выпустить только в 1939, а его итоговый сборник Единство вышел в 1967 в США. Чрезвычайно требовательный к себе, он за свою бытие опубликовал менее ста сорока стихотворений, а кроме того строй переводов, которые делались в основном для петроградского издательства «Всемирная литература», где Гумилев возглавлял французскую секцию.
Если раннее творчество Адамовича всецело принадлежит русскому Серебряному веку, то в эмигрантский отрезок времени его вирши приобретают новое звучание и свойство, потому что они мыслятся в свое время всего как «людской документ», свидетельствующий об одиночестве, неукорененности в мире, экзистенциальной тревоге как главном свойстве самосознания современников. Тональность обоих сборников, изданных в эмиграции, определена преследующим поэта ощущением отрыва от традиций, на которых выросли многие поколения русских людей, и возникшим затем этого сознанием абсолютной свободы, которая становится тяжким бременем: «Мечтатель, где твой мир? Скиталец, где твой здание? / Не поздненько ли выискивать искусственного рая?»
Согласно Адамовичу, творчество – это истина слова, соединенная с правдой чувства. Поскольку преобладающим стало ощущение метафизического одиночества личности, которая, независимо от ее воли и желаний, сделалась всецело свободной в мире, не считающимся с ее запросами или побуждениями, поэзия в старом понимании слова – как искусство художественной гармонии, воплощающее целостный, индивидуальный, неповторимый воззрение на мир, – оказывается в настоящее время невозможной. Она уступает местоположение стихотворному дневнику или летописи, где с фактологической достоверностью передана эта новая обстановка человека в гуще реальности. Свою программную статью, где обобщены мысли, не раз высказанные Адамовичем и в свое время (они составили творческое кредо поэтов «Парижской ноты»), он назвал Невозможность поэзии (1958).
Позиция Адамовича была оспорена его основным антагонистом в литературе В.Ф.Ходасевичем. Развернувшаяся между ними в 1935 дискуссия о приоритете эстетического или документального начала в современной литературе явилась одним из наиболее важных событий в истории культуры Зарубежья. Адамович исходил из убеждения, что поэзия должна некогда всего выказать «обостренное чувство личности», уже не находящей для себя опоры в духовных и художественных традициях прошлого, и противопоставлял «ясности» Пушкина «встревоженность» Лермонтова, которая в большей степени созвучна современному умонастроению. Его собственные вирши проникнуты настроениями тоски по Петербургу (для Адамовича «на земле была одна столица, остальные – без затей города»), чувством пустоты окружающей жизни, поддельности духовных ценностей, которые она предлагает, сознанием счастья и горечи свободы, доставшейся в удел поколению покинувших Россию и не нашедших ей замены. Доказывая, что поэзия уже не в состоянии сделаться, как в прошлом, делом жизни, поучением, философской концепцией, Адамович, и все-таки, часто ставил эти тезисы под колебание своею собственной поэтической деятельностью.
В сентябре 1939 Адамович записался добровольцем во французскую армию, считая, что не вправе оставаться в стороне, и позже разгрома Франции был интернирован. В послевоенные годы пережил недолгий отрезок времени иллюзий сравнительно обновления в СССР. В конце 1940-х годов статьи Адамовича появлялись в просоветских газетах. Его написанная по-французски книжка Другая отчизна (1947) некоторыми критиками из русских парижан была расценена как акт капитуляции перед сталинизмом. Однако вскоре Адамович увидел беспочвенность надежд на то, что на «прочий родине» воцарится новоиспеченный строй вещей.
В 1967 вышла итоговая книжка критических статей Комментарии – этим же словом Адамович определял свою литературную эссеистику, постоянно печатавшуюся с середины 1920-х годов (первоначально в парижском журнале «Звено», а с 1928 в газете «Последние новости», где он вел еженедельное книжное обозрение). Круг интересов Адамовича-критика был шибко широк: мимо него не прошло ни одно значительное явление как литературы эмиграции, так и советской литературы. Многие его наиболее значительные эссе посвящены русской классической традиции, а кроме того западным писателям, пользовавшимся особым вниманием в России. Чуждый строгой литературоведческой методологии, признававшийся в нелюбви к «системам», Адамович неизменно предпочитал форму «литературной беседы» (таким было общее заглавие его регулярных публикаций в «Звене») или заметок, которые часто написаны по частному поводу, и все-таки содержат мысли, важные для понимания общественных и в особенности эстетических взглядов автора.
Настаивая на том, что в искусстве первостепенной важности вопросительный мотив – не «как сделало», а «для чего сделано», Адамович с годами все больше твердо говорил о несостоятельности многих явлений литературы Зарубежья, не нашедшей, по его мнению, того художественного языка, тот, что способен был бы воплотить ситуацию «одиночества и свободы» (так озаглавлена книжка его эссе, 1955). Исключения делались им только для писателей первого ряда – некогда всего для И.Бунина и, с серьезными оговорками, для З.Гиппиус, М.Алданова, Н.Тэффи, а кроме того для В.Набокова; последнему критик (он саркастически изображен в романе Набокова Дар под именем Христофор Мортус) многократно предъявлял жесткие претензии. Для Адамовича «само собой разумеется, что эмиграция связана с убылью деятельности… и значит, может художника… вышибить не то что из колеи, а как бы из самой жизни».
Комментарии, где запечатлена драма русской литературы, пережившей раскол на два лагеря, во многом определили творческое самосознание юный литературы эмиграции в 1920–1930-е годы.
Умер Адамович в Ницце 21 февраля 1972.

Добавить комментарий