Макс Альперт биография

Макс Альперт биография
Макс Альперт биография

Биография Макс Альперт

Карьера: Фотограф
Дата рождения: —
Место рождения: Россия. Российская Федерация
Жив ты или помер, главное, чтоб в номер… (Заповедь военных корреспондентов)
Фотография — странное искусство. Будучи одним из видов документалистики, она оставляет громадный простор для художественного творчества. Люди и предметы, попавшие в объектив фотоаппарата, остаются на пленке как количество истории, как то, что было «на самом деле». Но в создании снимка участвует не только хитроумное оптическое устройство. Есть ещё око фотографа, благодаря которому достоверное событие, открытое «для всех», поворачивается к зрителю своей уникальной стороной, из частности истории превращается в ее символическое обобщение. Фотоснимок крупного мастера способен не только зафиксировать внешний вид настоящего, но и открыть его внутреннюю суть. К этому стремится каждый фотограф, и работы тех, кому это удается, по праву становятся достоянием национальной культуры.
Одним из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия был Макс Владимирович Альперт. Он родился в Симферополе в 1899 году («ещё в прошлом веке», — как любил позже толковать сам Альперт), а на фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны Макс Альперт приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты». В 20-е годы он входил в ассоциацию фоторепортеров при московском Доме печати. Творчество членов ассоциации — а кроме Макса Альперта в ней состояли А.Шайхет, В.Лобода, К.Кузнецов, А.Самсонов, Н.Петров, С.Фридлянд, Г.Петрусов и другие — продолжало традиции, заложенные предыдущими поколениями мастеров русского фотоискусства, такими как дореволюционные художники Ю.Еремин, С.Иванов-Аллилуев, М.Наппельбаум или фотографы, запечатлевшие события Октябрьской революции и Гражданской войны: П.Оцуп, К.Булла, А.Савельев, Г.Гольдштейн.
Несмотря на до того внушительное численность маститых предшественников, молодые фотографы начала — середины 1920-х годов чувствовали себя настоящими революционерами в своем деле. Старая пикториальная фотография (отличавшаяся «мягкостью» линий и форм, стремлением затушевать документальный нрав отпечатка, сблизить фотографию с живописью) уходила в прошлое, на смену ей шла новая эстетика. Молодые советские фотографы стремились овладеть искусством объективной подачи материала, воротить фотографии «фотографичность», отчетливо сфокусировать объектив, чтобы передать зрителю дыхание эпохи, скоро разивавшейся практически на глазах у современников, сотворить «результат присутствия» в ключевых, поворотных точках истории.
Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные работы молодого фотографа были сделаны на строительстве сталелитейного завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала (всего в активе Альперта рядом 50 фотоочерков). Именно индустриальная задача, которую фотограф развивал в основанном М.Горьким иллюстрированном журнале «СССР на стройке», стала для Макса Альперта той школой, в рамках которой художник осваивал новое ощущение формы, новое касательство к динамике планов.
Его масштабные полотна отличаются глубиной перспективы, контрастным сопоставлением крупных фигур на переднем плане и грандиозных рукотворных сооружений или естественных ландшафтов — на заднем («Действующая домна Магнитки», «Девушка-джигит», «Рельсоукладчик»). Даже в тех случаях, когда в объектив Альперта попадали большие массы людей, «схваченные» как бы с высоты птичьего полета, человеческие фигуры на его фотографиях не сбивались в безликую толпу, не становились придатком природного, урбанистического или индустриального пейзажа. Каждая из них живет на его фотографиях своей, индивидуальной жизнью, а все вкупе они подчеркивают, усиливают динамику целого — как правило, природных форм, ощутимо, под человеческими руками, меняющих свои очертания и направления («Строительство котлована для домны Магнитки», «Двадцатипятитысячники перед отправкой в села», «На строительстве Турксиба», «На строительстве Большого Ферганского канала»).
Одновременно Альперт, работая в газете «Правда», осваивал жанр фотопортрета. Он снимал на практике всех крупных советских и многих зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей и шахматистов той эпохи. И каждая такая фотография становилась небольшим шедевром, тонко схватывающим человеческую сущность «объекта»: молодцеватость и подтянутость красного командира Михаила Фрунзе, тяжелое бремя предчувствий, одолевающих вернувшегося в СССР Максима Горького, подчеркнутую интеллигентность наркома иностранных дел Вячеслава Молотова и, напротив, внешнюю простоту и доступность Сталина…
Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная махаловка. Будучи корреспондентом ТАСС и «Совинформбюро», Альперт нередко выезжал на фронт, делал фотографии как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами огромный эмоциональной силы. Так, фотография под названием «Комбат» стал одним из самых известных во всей фотолетописи Второй важный. Примечательно, что построен он по тем же законам, что и лучшие из предыдущих работ художника — энергичная фигура командира во весь первостепеннный проект, выросшая на фоне бесконечного неба и кромки земли, к которой прижимаются лежащие вдалеке солдаты, демонстрирует подготовленность человека стать на граница между жизнью и смертью, многократно усиливает натуга, намеченное общим направлением атаки. Если учитывать обстановку, в которой сделан фотография, то становится ясно, какое мастерство требовалось от фотографа, чтобы обратить мимолетный момент боя в символ героизма и силы духа красноармейцев. Как справедливо писали критики, если бы Альперт снял только «Комбата», то и тогда его имя насовсем осталось бы в истории советской документальной фотографии.
Обращает на себя внимательность прочий фото Макса Альперта, сделанный на Северо-Кавказском фронте, — «На передовой» («Артиллерийский расчет»). Орудие, расположенное на переднем плане в центре, становится осевой точкой композиции, к которой примыкает освещенный со спины расчет и клубящаяся прямо за обрезом ствола тьма. Скорее всего, фотография сознательно отретуширован с таким расчетом, чтобы усилить контрастное противостояние света и тьмы (которые сталкиваются тут с яростью стихийных сил), но вряд ли стоит упрекать фотографа за подобное «вмешательство» в достоверность. Перед нами не легко документальный рапорт с поля боя — это художественное произведение, раскрывающее высшую правду войны, вдалеке выходящую за рамки достоверности особо взятого ее эпизода.
Еще единственный шедевр Альперта — его именитый фото «По дорогам войны» (именитый ещё как «Возвращение из неволи» — но это не одна и та же служба, а немного разных фотографий, сделанных кряду с одной и той же точки). Колонна бредущих по зимней разбитой дороге беженцев — спереди выделяется леди с двумя детьми — теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ. И снова — чувство человеского горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом «точке зрения», военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.
Макс Альперт не оставил фотографию и позже войны (вкупе с наступающими войсками он побывал в Берлине, а позже в Праге). За годы работы в Агентстве печати «Новости» он создал ещё несть числа выдающихся произведений, к числу которых, в частности, относится фоторепортаж об академике Николае Амосове. Макс Владимирович Альперт, проработавший фоторепортером 55 лет, ушел из жизни в 1980 году. За годы своей творческой деятельности он удостоился множества разнообразных отечественных и зарубежных наград. Многие выполненные им работы хранятся в коллекции негативов Государственного центрального музея современной истории России.

Добавить комментарий