Федор Янкович биография

Нет фото
Нет фото

Биография Федор Иванович Янкович

Карьера: Учитель
Дата рождения: —
Место рождения: —
Янкович де Мириево (Федор Иванович) — педагог (1741 — 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV века в Венгрию.
Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки; поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной перестройки, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой перестройки было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся в первую очередь в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича, как директора училищ в периферии, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и детально ознакомился с тамошней учительской семинарией, вслед за тем чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей периферии, под заглавием: «Ручная книжка, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ». В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено наименование де-Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре следом того, как новая организация народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с ней императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янковича, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре следом приезда Янковича, в 1872 г., была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович. Комиссии было поручено: 1) начертать и мало-помалу приводить в претворение в жизнь корпоративный проект народных училищ, 2) подготовить учителей и 3) перевести на российский язык или снова сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Составленная им учебная количество первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович занял место директора петербургского главного народного училища, в котором сперва сосредоточивалось приготовление учителей. Эту пост он занимал до 1785 г., когда его заменил О.П. Козодавлев ; но и потом того все распоряжения, касавшиеся училищ и в особенности состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янковича. Больше всего труда положил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, в конце концов, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось учинить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией кроме того, по большей части, Янковичу. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом . Вслед за тем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом . Этот работа, законченный в 1791 г., был издан под названием: «Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный»
. В нем помещалось 61700 слов из 279 языков — европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав сызнова образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей наименование главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах возглавлял круг личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя вкалывал по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов «Федор Иванович Янкович де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II» (СПб., 1858); его же «Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно» (СПб., 1849); граф Д.А. Толстой «Городские училища в царствование императрицы Екатерины II» (СПб., 1886, оттиск из LIV тома «Записок Императорской Академии Наук»); С.В. Рождественский «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 — 1902» (СПб., 1902).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *